Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии (на примере образовательной области «Технология») 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования




На правах рукописи


САЙНИЕВ Николай Сайнашевич


РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

(на примере образовательной области «Технология»)


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Уфа 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Бирская государственная социально-педагогическая академия»


^ Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Амиров Артур Фердсович


Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

^ Ахияров Камиль Шаехмурзинович

кандидат педагогических наук, доцент

Широкова Светлана Юрьевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Магнитогорский
государственный университет»


Защита состоится 18 февраля 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3 а.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы».


Текст автореферата размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

«16» января 2010 г. (www.bspu.ru)


Автореферат разослан 16 января 2010 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, Г.И.Гайсина

профессор

^ Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В процессе социально-политических и экономических изменений в стране, где возникает спрос на конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов, возрастают требования к полноценной подготовленности школьников к жизни и к труду. Выпускник общеобразовательной школы, согласно целевым ориентирам, должен обладать не просто определенной суммой знаний, но и, прежде всего, владеть способами действия этими знаниями.

Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся. В их решении особое значение имеет трудовое обучение и воспитание, реализуемое на уроках развивающейся образовательной области «Технология», которая трансформировала опыт работы отечественной и зарубежной школы. Образовательная программа «Технология» знакомит обучающихся с широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. Однако, учитывая современные требования к выпускникам школ, она требует определенной доработки.

Отдельной задачей образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, связанной с созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению, выбору профиля обучения и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями.

В контексте решения этой задачи новая образовательная область направлена на развитие творческих способностей и качеств личности учащихся в процессе обучения технологии, поскольку только творческая личность способна определить индивидуальную траекторию реализации жизненных планов. Для этого целесообразно прогнозирование развития сферы человеческой деятельности при разных способах поведения и разных управленческих решениях на основе критического анализа имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующих научных разработок и рекомендаций.

Развитие творческих качеств личности выпускника современной общеобразовательной школы, позволяющих развить задатки и реализовать заложенные природой способности и склонности, становится в настоящее время важным и актуальным направлением педагогической деятельности и является одной из приоритетных задач не только системы образования, но и педагогической науки.

^ Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития

творческих способностей учащихся всегда была одной из ведущих в педагогике. Наиболее полное представление по нашей проблеме складывается на основе результатов анализа теоретических и экспериментальных исследований задач и формирования творческих способностей и творческого мышления.

Сущность современной творческой деятельности и её связь с развитием общечеловеческой культуры рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, А.З. Рахимова, В.А. Сластенина, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона и других. В указанных работах рассмотрены вопросы психолого-педагогической теории творчества, развития мышления и способностей в младшем подростковом возрасте.

Вопросы развития творчества учащихся в образовательной области «Технология» рассматривались в различных аспектах рядом авторов, в частности, А.А. Карачевым, О.А. Кожиной, Г.И. Кругликовым, Ю.Л. Хотунцевым. Проблеме влияния различных видов трудовой деятельности на формирование творческих способностей учащихся были посвящены работы В.И. Андреева, В.Ф. Асмуса и других.

В трудах Ф.Ф. Абазова, А.Ф. Амирова, П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, В.В. Лихолетова, В.Д. Симоненко, Р.З. Тагариева, Ю.Ф. Тимофеевой, Г.А. Федотовой освещаются вопросы творческого отношения к труду и формирования творческой личности посредством связи трудового обучения с изучением других школьных предметов.

Анализ ряда исследований, посвященных проблеме развития творческого потенциала личности (Л.К. Веретенникова, В.Г. Рындак, Н.Д. Ряховских), позволил сделать вывод о том, что данная проблема рассматривается в различных сферах образования, но при этом недостаточно исследованы вопросы, касающиеся развития творческих способностей учащихся в процессе изучения технологии в среднем звене общеобразовательной школы. Отсюда и возникает необходимость разработки различных аспектов проблемы конструирования дидактических систем развития творческих способностей школьников.

Теоретический анализ состояния проблемы и собственный опыт практической педагогической работы позволили нам выявить противоречия между потребностью общества в творческих, инициативных работниках и современным состоянием подготовки выпускников школ к осуществлению творческой деятельности. Данное противоречие сводится к тому, что заинтересованность учеников в получении знаний и умений технологического характера с последующим использованием их в самостоятельной творческой работе не сочетается со слабой общенаучной подготовкой учителей технологии к реализации поставленных перед ними задач; с непониманием необходимости организации всего учебного процесса в соответствии с целями и задачами образовательной области «Технология». Такое положение свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы, её недостаточной разработанности, что и позволило определить тему исследования «Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии» (на примере образовательной области «Технология»).

^ Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить дидактическую систему, обеспечивающую развитие творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

^ Объект исследования – творческая учебно-познавательная и трудовая деятельность школьников в процессе обучения технологии в среднем звене общеобразовательной школы.

^ Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся в рамках сконструированной дидактической системы будет успешным, если:

- технологическая подготовка учащихся среднего звена общеобразовательной школы будет осуществляться в контексте их предпрофильной подготовки с целью выявления интересов и склонностей школьников к различным видам трудовой деятельности;

- учебный процесс организован поэтапно с учётом условий объектно-субъектного преобразования личности и закономерностей развития творческих способностей;

- разработана модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы, содержащая в своей структуре теоретические методы и практические формы обучения технологии;

- выявлены и обоснованы педагогические условия для эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся. При этом одним из главных педагогических условий функционирования дидактической системы будет самостоятельная работа учащихся, которая необходима для активизации деятельности личности в образовательном процессе.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:

- изучить особенности технологического образования в условиях предпрофильной подготовки современных школьников;

- на основе анализа научной литературы по проблеме исследования с целью определения психолого-педагогических закономерностей творческого развития учащихся выявить сущность и содержание понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности личности» в контексте технологической подготовки школьников;

- разработать модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы;

- выявить и обосновать педагогические условия эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся и экспериментально проверить эффективность педагогических условий функционирования данной системы;

- разработать критерии и показатели развития творческих способностей учащихся;

- опираясь на результаты исследования, предложить научно-методи-ческие рекомендации для учителей общеобразовательных школ по развитию творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология».

^ Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о развитии личности и роли трудовой деятельности в воспитании и развитии творческой личности; концепции деятельности, развития и мышления, изложенные в научных работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Дж. Гилфорда, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.З. Рахимова; разработки личностно-ориентированного подхода А.З Рахимова, В.В. Серикова, В.А. Сухомлинского, И.С. Якиманской и др.; труды об интегративном подходе к процессу технологического образования, отражающие развитие его на основе объединительных тенденций П.Р. Атутова, Г.И. Кругликова, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой, Н.А. Томина и др.; работы о деятельностном подходе, утверждающие человеческую деятельность в качестве основы развития преобразующего мышления, творческих способностей В.И. Андреева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, П.И. Пидкасистого, В.Л. Савиных; концептуальные положения в области компетентностного подхода в технологическом образовании Ф.Ф. Абазова, А.Ф. Амирова, К.Ш. Ахиярова, Р.З. Тагариева; основные положения о проектном подходе в образовательных системах (Дж. Дьюи, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.)

Для реализации условий и возможностей дифференциации и индивидуализации в процессе технологической подготовки учащихся мы руководствовались основными положениями Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы (2002) и Концепции технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 2004-2010 гг.

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

^ Этапы исследования. На первом этапе (2004-2006гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, анализ проблемы развития креативных (творческих) способностей учащихся в теории и практике воспитания творческого отношения учащихся среднего звена общеобразовательной школы к усвоению трудовых знаний и умений. В процессе теоретического осмысления проблемы изучалась специфика профильного обучения школьников, определялись объект, предмет, цель и задача исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разработана программа экспериментальной работы. Уточнялось понятийное поле исследования. Определялась теоретико-методологическая база исследования. Разрабатывалась модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся. Обосновывались педагогические условия для эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся. Проводился констатирующий эксперимент.

^ На втором этапе (2006-2007гг.) разрабатывалась технология процесса развития творческих способностей школьников. В рамках реализации дидактической системы развития творческих способностей проводился формирующий эксперимент, который сопровождался исходными, промежуточными и итоговыми контрольными срезами, последующим анализом, обобщением и систематизацией полученных результатов. Выявлялись и разрабатывались критерии и показатели развития творческих способностей учащихся. Экспериментально проверялась эффективность педагогических условий функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся.

^ На третьем этапе (2007-2010гг.) проводился итоговый эксперимент. По результатам исследования были разработаны методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по развитию творческих способностей учащихся. Публиковались учебно-методические материалы, распространялся наработанный опыт среди учителей, принявших участие в исследовании по нашей проблеме. Проводилась апробация разработанных и опубликованных методических рекомендаций. Осуществлялось литературное оформление работы.

^ Экспериментальной базой исследования явились МОУ СОШ №№ 1, 3, 4, 7, 9, 10 г.Бирска, Малосухоязовская, Силантьевская, Сусловская МОУ СОШ Бирского района, МОУ СОШ №1 и №2 с.Чекмагуш, Имянлекулевская, Старобашировская и Новобалтачевская МОУ СОШ Чекмагушевского района, МОУ СОШ №№1 и №2 с.Мишкино, Чебыковская и Акбулатовская МОУ СОШ Мишкинского района, МОУ СОШ №1 и гимназия №2 с. Бураево Республики Башкортостан. Некоторые положения работы апробировались в средних общеобразовательных школах №1, 12, 44, 117 г. Самары.

^ Научная новизна исследования состоит в следующем:

- разработана и экспериментально апробирована модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии учащихся среднего звена общеобразовательной школы, которая позволяет определять цели и задачи каждого этапа технологического образования, подбор оптимальных педагогических условий для достижения как определенных целей каждого этапа, так и общей цели исследования проблемы;

- научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии, основными из которых выступают организация самостоятельной деятельности учащихся и реализация проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы;

- разработан критериальный аппарат, позволяющий замерять динамику развития творческих способностей и включающий критериальные показатели и характеристики уровней сформированности творческих способностей учащихся.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены особенности технологического образования учащихся среднего звена общеобразовательной школы в условиях их предпрофильной подготовки; уточнено авторское определение сущности и содержания понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности личности» в контексте технологического образования школьников; углублены теоретические представления о путях совершенствования технологической подготовки учащихся в рамках специально разработанной дидактической системы; систематизировано научное представление и расширена теоретическая база проблемы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

^ Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны технология реализации дидактической системы и методические рекомендации по использованию метода проектов, что обеспечивает реальную основу развития творческих способностей школьников в процессе обучения технологии. На основе материалов исследования выработаны и внедрены в практику рекомендации по использованию дидактического обеспечения уроков технологии.

^ Достоверность и обоснованность результатов и научных выводов исследования обеспечиваются использованием методически обоснованных исходных положений в области философии, педагогики, психологии, методики преподавания технологии, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования; соблюдением необходимых условий опытно-экспериментальной работы; сопоставлением результатов теоретического и экспериментального исследования практической деятельности школ в процессе обучения (изучения) технологии; апробацией результатов исследования; внедрением разработок и авторского опыта в педагогическую практику.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшим показателем развития творческих способностей школьника является умение овладевать способами, приемами, правилами выполнения интеллектуальных и практических действий, а закономерностями творческого развития выступают объектно-субъектные преобразования личности, что можно считать основной задачей технологического образования школьников и актуализирует проблему предпрофильной их подготовки с целью выявления у них склонностей и способностей.

2. Модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы позволяет рассматривать процесс технологического образования школьников как систему, выстроенную на принципах проблематизации, диалогизации, индивидуализации, реализации проектного обучения, предполагающую наличие диагностического инструментария критериальных показателей уровня развития творческих способностей учащихся.

3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей школьников, представляют собой комплекс, содержащий:

- организацию самостоятельной деятельности учащихся на основе развития познавательных возможностей обучающихся;

- реализацию проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы;

- внедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология»;

- включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Образование на рубеже веков» (Уфа, 2007); на международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.А.Сухомлинского (Уфа, 2008); на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.С.Макаренко (Москва-Уфа, 2008), на кафедрах педагогики и общетехнических дисциплин Бирской государственной социально-педагогической академии; на заседаниях НМЦ БГПУ им. М. Акмуллы; на педагогических советах, методических объединениях и семинарах в экспериментальных школах.

Результаты исследования и разработки дидактической системы внедрялись в практику обучения МОУ СОШ №№1, 3, 4, 7, 9, 10 г.Бирска, МОУ СОШ сел Малосухоязово, Суслово, Силантьево Бирского района, МОУ СОШ №№1, 2 с. Чекмагуш, МОУ СОШ сел Имянлекулево, Старобаширово и Новобалтачево Чекмагушевского района, МОУ СОШ №№1, 2 с. Мишкино, МОУ СОШ сел Чебыково и Акбулатово Мишкинского района, МОУ СОШ №1 и гимназия №2 с. Бураево Республики Башкортостан в виде дидактического материала, уроков в нетрадиционной форме, методических пособий, а также апробировались в виде статей в журналах, докладов на конференциях, открытых уроков для учителей Бирского района и г.Бирска. Основные положения диссертации получили отражение в открытых публикациях по теме исследования в сборниках научных трудов, в журналах и в методических рекомендациях (Пермь, 2007; Уфа, 2007, 2008; Бирск, 2008).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (222 наименования), 5 приложений.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы исследования; формулируются его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; даётся характеристика методологической основы и методов исследования; раскрываются основные этапы опытно-экспериментальной работы; определяются научная новизна, практическая значимость, достоверность и обоснованность научных положений и выводов; приводятся положения, выносимые на защиту; показаны основные формы апробации и внедрения результатов исследования.

В первой главе «Теория и практика решения проблемы развития творческих способностей учащихся в сфере обучения технологии» рассмотрено современное состояние технологического образования школьников в контексте их предпрофильной подготовки; представлен анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме; разработана теоретическая модель дидактической системы развития творческих способностей.

Проблема развития творческих способностей в процессе обучения имеет многовековую историю и остается актуальной в настоящее время. Традиционное содержание школьного образования не имеет достаточных возможностей для того, чтобы в полном объеме реализовывать развитие творческих способностей учащихся среднего звена. Данная проблема требует необходимости изменения форм и методов проведения самих занятий с целью развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии. Причем основным условием для развития творческого мышления школьников, на наш взгляд, может быть проблемное обучение.

Проблемное обучение рассматривается некоторыми исследователями (М.М. Левина и др.) как технология развивающего образования, направленного на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей личности. И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др. связали развитие творческих способностей обучающихся в своих научных работах с идеей проблемного обучения.

Одной из ведущих идей модернизации системы образования является обеспечение условий для индивидуального развития учащихся. Для реализации этой идеи формируется современная система непрерывного образования, которая предоставляет возможности каждому гражданину формировать индивидуальную образовательную траекторию и получить профессиональную подготовку. Для достижения этих целей предусматривается профильное обучение старшеклассников.

Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения В.В. Давыдова, в соответствии с которой содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, методом – организация совместной учебной деятельности школьников и педагогов, а продуктом развития – главные психические новообразования. В дальнейшем эти идеи развивались в работах Ш.А. Амонашвили, А.З. Рахимова и др. Одним из практических приложений теории В.В. Давыдова явилась организация предпрофильной подготовки, в ходе которой учащиеся в процессе обучения осознают и развивают свои интересы и способности.

Задачами предпрофильного обучения являются выявление интересов и склонностей школьников и формирование в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности практического опыта, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; оказание психолого-педагогической помощи в приобретении представлений о жизненных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; развитие широкого спектра интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего образования, пути получения профессии. С этой целью в учебные планы введена новая форма организации учебного процесса – элективные курсы, которые связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся.

Нами выявлен ряд недостатков в технологической подготовке учащихся среднего звена: отсутствие у учителей четких представлений о целях трудового воспитания в новых социально-экономических условиях; отсутствие методических пособий и неадекватный новым требованиям уровень материально-технической базы трудового обучения и воспитания; отсутствие у школьников мотивации к трудовой деятельности.

В ходе исследования изучено состояние предпрофильной подготовки школьников девятых классов, где также имеются существенные недостатки. Выбор профиля подготовки у подавляющего большинства школьников не соответствует их способностям и возможностям. Многие из них не владеют элементарными знаниями вопросов рыночной экономики, в частности, не имеют представления о рынке труда. Отмечаются невысокий уровень знаний и умений, обязательных для повседневной жизни, а также слабая мотивация на получение профессионального образования. Школьники мало интересуются профессиями своих родителей, не знают о востребованных или почетных рабочих профессиях своего села, города, района. Во многих школах не на должном уровне поставлена профориентационная работа, не введены в учебный процесс спецкурсы или элективные курсы, не проводится в необходимом режиме реклама рабочих мест. Всё это отрицательно сказывается на предпрофильной подготовке школьников в условиях модернизации всей образовательной системы. В конечном итоге, выпускники проявляют беспомощность в выборе будущей профессии или выбирают её случайно.

На наш взгляд, образовательная область «Технология» призвана сыграть ключевую роль в профориентационной работе, которую нужно проводить во всех школах с целью оказания практической помощи школьнику в правильном выборе будущей профессии.

Современное технологическое образование школьников предполагает в качестве одной из важнейших задач развитие творческих качеств личности. Поэтому мы считаем целесообразным акцентировать внимание на понятие «творчество» в контексте технологического образования.

Первые исходные принципы творческой деятельности попытался обобщить И. Кант, который отметил, что сущность творчества проявляется в продуктивном воображении, выполняющего функцию источника и средства получения нового знания. Он одним из первых определил понятие о созидательной деятельности. Отметим, что понятия ряда «продуктивное воображение», «созидательная деятельность» и т. п. имеют непосредственное отношение к сущности технологического образования.

А.В. Брушлинский характеризует творчество как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее не известное. На данной позиции стоят многие исследователи по изучаемому вопросу, в частности А. Матейко. Творчество – это деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. В исследовательской среде принято говорить, что если в результате творческой деятельности появляются новые оригинальные, неповторимые объекты или идеи, не имеющие аналогов в общественно-историческом развитии, такие объекты и идеи характеризуются объективной новизной. Однако в технологическом образовании школьников мы часто имеем дело с субъективным уровнем творчества.

Б.Г. Ананьев также определял творчество как принципиально новую, преобразующую действительность в человеческой деятельности. В этом определении творчество представляется не только как деятельность по созданию только чего-то нового, но и как деятельность по преобразованию действительности. Преобразование действительности также является задачей образовательной области «Технология».

Одна из распространенных точек зрения на творчество сводится к тому, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей, то для ученика творчеством является субъективно вновь открытое знание (А.З. Рахимов).

Любой человек владеет определенными способностями. Поэтому при исследовании нашей проблемы было необходимо обратиться к анализу понятия способностей.

На наш взгляд, ценным для исследования проблемы способности является определение Б.М. Теплова. Способности, согласно его определению, это индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей; они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

В нашем исследовании особенное внимание уделено проблеме творческих способностей. Творческие способности, развиваясь в конкретном виде деятельности человека, дают начало творческому отношению в других ее областях. Под творческими способностями можно понимать совокупность таких компонентов личности, которые содействуют творческому осуществлению деятельности. Отсюда, чем выше уровень способностей к определенной деятельности, тем большая вероятность проявления творческих способностей в этой деятельности.

Наше научное исследование показало, что творческие способности присущи любому учащемуся, любому нормальному ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развивать в процессе технологического обучения. Элементы творчества проявлялись в процессе решения повседневных жизненно необходимых задач, их мы наблюдали и в процессе обучения технологии, они проявляются в самостоятельности личности.

Анализ работы отечественных ученых в области педагогики и психологии технологического обучения позволяет нам сделать вывод: творческие способности представляют собой сложную структуру, их изучению педагогическая наука должна уделять особое внимание, а в нашем случае это относится к развитию умственных способностей и мотивации, а также самоорганизации учащихся в образовательной области «Технология».

Результатом нашего теоретического исследования явилось решение важной исследовательской задачи, которая заключается в разработке модели дидактической системы развития творческих способностей школьников (Рис. 1).

При создании модели нами выделены цель, принципы, составляющие основу модели, определены компоненты дидактической системы, которые реализуются при помощи определенных технологий развивающего образования, педагогических условий, методов и форм обучения. Все перечисленные структурные составляющие созданной модели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Их совокупность влияет на достижение конечного результата.

^ Во второй главе «Педагогические условия реализации дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии» рассмотрена реализация дидактической системы в пространстве творческой деятельности учащихся; обоснованы цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы, изложен анализ результатов опытно-экспериментального исследования.

Проведенный анализ научной литературы и наш собственный опыт




Рис. 1. Теоретическая модель развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии

показывают, что развитие творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе обучения технологии эффективно при реализации определенных педагогических условий. В качестве первого и главного педагогического условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии мы рассматриваем самостоятельную работу учащихся, которая необходима для активизации деятельности личности в образовательном процессе. Данную проблему плодотворно исследовали А.В. Пахомова, П.И. Пидкасистый, Л.В. Жарова, Е.Д. Жукова и др. Ученые-исследователи подчеркивают, что познавательный мотив укрепляется в самостоятельной работе новизной добываемых знаний и способов деятельности, возможностью выйти за пределы

программы и учебника. Основу самостоятельной познавательной деятельности учащихся составляют учебные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя. Актуальность организации самостоятельной работы учащихся вызвана тем, что объем изучения профессиональных дисциплин в учебных заведениях с каждым годом все уменьшается. Поэтому в процессе изучения технологии необходимо развивать самостоятельность, начиная с пятого класса. Для реализации данного педагогического условия нами при разработке календарно-тематического плана в 5-8 классах основной упор был сделан на самостоятельную работу учащихся с учебниками, справочной литературой и последовательное внедрение метода проектов в учебный процесс.

Одним из видов самостоятельной работы, активизирующих развитие познавательных умений учащихся, является реферат. Поэтому в процессе обучения технологии в 8 и 9 классах при изучении таких разделов, как «Семейная экономика», «Профессиональное самоопределение» школьниками были выполнены и защищены рефераты.

Вторым педагогическим условием, способствующим эффективному функционированию дидактической системы развития творческих способностей учащихся, является реализация проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы.

Соглашаясь с мнением В.И. Андреева о дидактическом обеспечении личностно ориентированного обучения, мы считаем, что одним из важных условий решения данной проблемы является реализация метода проектов. С целью выяснения перспективы внедрения метода проектов в образовательную область «Технология» нами был проведен опрос учителей. Анкеты заполнили 70 учителей технологии из 60 школ Республики Башкортостан и г. Самары. Большинство участвовавших в опросе учителей (71,42%) не представляют сущности технологического образования. С методом проектов знакомы 80,14% опрошенных, не знакомы 14,28%. 5,58% учителей впервые слышат о методе проектов. 31, 43% анкетируемых учителей считают, что можно обойтись без метода проектов и 28,57% не проводят защиту творческих проектов.

Анализ приведенных выше результатов указывает на недостаточное использование проектов в учебном процессе.

В качестве ориентира для руководства учителей технологии при выполнении творческих проектов нами были разработаны методические рекомендации к выполнению проектов по технологии. Методические рекомендации к выполнению проектов по технологии составлены для учителей технологии средних общеобразовательных школ и студентов факультета технологии и предпринимательства с целью оказания методической помощи.

Третьим педагогическим условием развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии является внедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология».

Одним из разделов образовательной области «Технология» является «Семейная экономика». В процессе реализации задач технологического обучения данный раздел знакомит школьников с экономическими вопросами ведения домашнего хозяйства и дает им знания и умения в области рыночной экономики, весьма полезные в любой области человеческой деятельности. Многие учителя технологии (в анкетировании принимали участие 50 педагогов) испытывают определенные затруднения при подготовке и проведении уроков по данному разделу. Анализ полученных данных показал следующее:

а) испытывают значительные трудности в подготовке и проведении урока по семейной экономике 20,2% учителей;

б) 51,3% учителей вообще не проводят занятия по данному разделу.

в) 9,8% учителей не проводят занятия из-за отсутствия учебников по технологии.

г) 19,5% учителей собираются провести уроки по семейной экономике, если им будет оказана соответствующая методическая помощь.

С целью оказания методической помощи учителям технологии в пределах отведенного на изучение программы времени нами была разработана модульная технология обучения. Весь учебный материал делится на тематические модули, каждый из которых состоит из трех блоков.

Блок I (информационно-познавательный). Учащийся получает общее представление об учебном материале в ходе урока-лекции. Учитель применяет различные методы и ориентирует ученика на конечный результат. Учащийся ознакомлен с целями обучения и перед ним поставлены определенные задачи.

В связи с применением блочного изучения крупных разделов особенно актуальным в современных условиях является лекционный метод обучения. Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.

Учитывая неподготовленность школьников к восприятию материала лекции, данный метод нами вводился постепенно, вырастая из объяснений. При этом в начальный момент продолжительность лекции составляет 20-25 мин.

Блок II (деятельностный). Самостоятельная работа. Реализуется индивидуализация обучения. Учитель управляет процессом обучения каждого ученика, обеспечивает дидактическими материалами. Для реализации данного блока нами были составлены задания практических работ по каждой теме, которые ученики выполняют самостоятельно. После выполнения практических работ ученикам предлагается написать реферат на тему: «Наша семья в условиях рыночной экономики».

Блок III (контрольный). Зачет по практическим работам. Защита рефератов. Оценивание. Для успешной реализации модульного обучения требуется мотивация. Поэтому блок контроля, на котором оценивается работа школьника, является значимым в модульном обучении. В этом блоке учащиеся оценивают и соотносят полученные результаты с поставленными целями и задачами; анализируют проделанную работу; устанавливают, что в результате усвоено, а что нет и почему. В том случае, если не удалось достичь поставленных целей, изучению данного модуля можно уделить сверхзапланированное учебное время.

Четвертым педагогическим условием развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии является включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования. Для реализации данного педагогического условия в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы и с целью оказания методической помощи учителям технологии при изучении темы «Моделирование изделий» в 6 классе нами было разработано компьютерное моделирование игрушечного трактора. Все изображения выполняются в программе Paint и копируются в Microsoft Word.

Использование компьютера в обучении технологии позволяет более качественно выполнять практические работы, сокращать время на создание технологических карт, чертежей, технических рисунков; моделировать изделие без дополнительных затрат.

В ходе разработки и построения теоретической модели дидактической системы развития творческих способностей учащихся (Рис.1) было выдвинуто предположение о том, что учет индивидуальных особенностей школьников и применение соответствующей методики обучения с использованием интегрированного содержания материала и организации самостоятельной деятельности школьников позволит в экспериментальных классах по сравнению с контрольными повысить уровень творческих способностей. Мы также предположили, что для достижения определенного уровня творческих способностей необходимо наличие не только программных технологических знаний и умений, но и определенный уровень проективных умений и навыков, приобретаемый учащимися в соответствующей деятельности.

Данное предположение проверялось в процессе экспериментальной работы. В основу эксперимента был положен личностно-ориентированный подход, в соответствии с которым изучалось развитие личности ученика в процессе технологической подготовки.

Целью экспериментального исследования явилась проверка эффективности разработанной модели дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии, ориентированной на повышение качества образования учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Задачи экспериментальной работы вытекали из поставленной цели и включали: определение критериев и уровней сформированности творческих способностей учащихся; выявление и обоснование влияния творческих способностей на повышение качества образования учащихся среднего звена общеобразовательной школы на основе разработанной модели; проверку предлагаемой дидактической системы развития творческих способностей и ее влияния на совершенствование качества технологической подготовки учащихся среднего звена.

Изучив взгляды исследователей и сопоставив их со своим опытом работы в технологической подготовке учащихся среднего звена общеобразовательной школы, мы разработали и изложили в диссертации критерии сформированности творческих способностей учащихся. В качестве критериев нами выделены творческо-позиционный, творческо-целевой и творческо-деятельностный.

В творческо-позиционном критерии нами выделены такие показатели, как нестандартное выполнение практических заданий, ориентация на самостоятельный поиск технологии изготовления объектов труда, применение проектного метода в обучении, деятельность по самообразованию, индивидуальный и дифференцированный подход к творческой деятельности, стремление к самосовершенствованию и к познанию нового. К творческо-целевому критерию мы отнесли следующие показатели: постановку новых целей деятельности, наличие интереса к творчеству, мобилизацию усилий по достижению поставленной цели и преодолению трудностей, планирование и самооценку, соблюдение техники безопасности. Показателями творческо-деятельностного критерия являются активное применение знаний в проблемной ситуации, владение технологическими умениями и навыками, умения применять знания при выполнении практических заданий, проявление инициативы и самостоятельности, последовательность операций при выполнении практических заданий и выполнение задания до завершения.

На основе установленных критериев сформированности творческих способностей были выявлены три уровня развития творческих способностей: высокий, средний, низкий.

Результаты констатирующего и формирующего эксперимента отражены на Рис.2 и 3.

В результате нашего исследования мы установили положительную динамику в изменении уровней проявления творческих способностей учащихся 5-9 классов. По данным экспериментального обучения количество учащихся экспериментальных классов, проявивших высокий уровень творческих способностей, увеличилось от 9% до 41%, а в контрольных всего лишь от 11% до 13% (Рис. 2 и 3).

Таким образом, формирующий эксперимент выявил изменение уровня развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии по всем критериальным показателям, однако значимыми эти изменения были лишь в экспериментальной группе. Применение математической статистики и оценивание по t-распределению Стьюдента гипотезы о средних значениях оценок в классах позволило обосновать достоверность утверждения о том, что доля учащихся, достигших высокого и среднего уровня развития творческих способностей в процессе обучения

Рис.2. Уровни сформированности творческих способностей учащихся

экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего

эксперимента




Рис.3. Уровни сформированности творческих способностей учащихся

экспериментальной и контрольной групп на этапе формирующего

эксперимента

технологии, в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Это свидетельствует о достаточности комплекса педагогических условий развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе обучения технологии.

^ В заключении подводятся итоги проведённого исследования, подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы, формулируются основные выводы исследования:

1. В ходе исследования было изучено состояние технологического образования в условиях предпрофильной подготовки учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Расширены теоретические представления о необходимости применения предпрофильной подготовки с целью выявления интересов и склонностей школьников к различным видам трудовой деятельности, от которой зависит осознанный и ответственный выбор будущей профессии.

2. Уточнение сущности и содержания понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности личности» позволили реализовать индивидуализацию обучения, развить творческие способности учащихся в процессе обучения технологии.

3. Разработанная модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы позволяет определять цели, задачи каждого этапа технологического образования, подбирать оптимальные педагогические условия для достижения цели.

4. Выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся и экспериментально проверены реализации педагогических условий функционирования указанной системы. Педагогическими условиями выступают организация самостоятельной учебной деятельности учащихся, реализация проектного метода в образовательном процессе, внгедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология», включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования.

5. Разработанные критерии творческо-позиционного, творческо-целевого, творческо-деятельностного развития способностей обучающихся позволили установить положительную динамику в изменении уровней проявления технологической креативности учащихся 5-9 классов.

6. Результаты исследования по проблеме развития творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» изложены в научно-методических рекомендациях для школьных учителей.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:


^ Статьи в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

1. Сайниев, Н.С. Опыт развития творческих способностей школьников на уроках технологии [Текст] / Н.С. Сайниев // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 308-313

2. Сайниев, Н.С. Предпрофильная подготовка школьников в условиях модернизации Российского образования [Текст] / Н.С. Сайниев // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №5. – С. 196-202.

Методические рекомендации

3. Сайниев, Н.С. Методические рекомендации к выполнению проектов по технологии [Текст] / Н.С. Сайниев. – Бирск: Бирск. гос. соц. – пед. акад., 2008. – 36 с.


Статьи в сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций

4. Сайниев, Н.С. Формирование самостоятельности учащихся в процессе технологического образования [Текст] / Н.С. Сайниев // Образование на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Вагант, 2007. – С. 222-225.

5. Сайниев, Н.С. Реализация некоторых дидактических принципов обучения в технологическом образовании школьников [Текст] / Н.С. Сайниев // Проблемы развития личности в условиях сельской инновационной школы: Сборник научных трудов учителей – исследователей, аспирантов, научных сотрудников, докторантов. / Под общей ред. д-ра пед. наук, проф. Р.З. Тагариева, канд. пед. наук Н.П. Алтуниной. Выпуск 7. – Пермь: Изд-во Камского отделения Академии Естествознания, 2007. – С. 140-146.

6. Сайниев, Н.С. Внедрение метода проектов – дело общешкольное [Текст] / Н.С. Сайниев // Учитель Башкортостана. – Уфа, 2007. – №9. – С. 89-90.

7. Сайниев, Н.С. Из опыта модульного обучения на уроках технологии [Текст] / Н.С. Сайниев // Учитель Башкортостана. – Уфа, 2008. – №4. – С. 76-77.

8. Сайниев, Н.С. Реализация идеи трудового воспитания А.С. Макаренко в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии [Текст] / Н.С. Сайниев // Востребованность и реализация инновационных идей педагогического наследия А.С. Макаренко в практике современных образовательных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. док. пед. наук, проф., Ю.И. Юрички. – Москва – Уфа: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2008. – С. 22-24.

9. Сайниев, Н.С. Развитие теории трудового воспитания и обучения в трудах В.А. Сухомлинского [Текст] / Н.С. Сайниев, А.Ф. Амиров // Выдающийся педагог XX столетия В.А. Сухомлинский и современная школа: Материалы II-ой международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – С. 222-225.


Подписано в печать 12.01.10.

Гарнитура «Times». Печать на ризографе с оригинала.

Формат 60х84 1/16. Усл.-печ. л. – 1,4. Уч.-изд. л. – 1,2.

Бумага писчая. Тираж 100 экз. Заказ № 001

________________________________________________


452450, Республика Башкортостан, г. Бирск, Интернациональная, 10.

Бирская государственная социально-педагогическая академия

Отдел множительной техники БирГСПА


0489572506054975.html
0489658649070469.html
0489721172827522.html
0489784042595520.html
0489860016925264.html