Лаш вазирлиги ўзбекистон педиатрларининг ассоциацияси тошкент педиатрия тиббиёт институти - страница 30

^ Меркулов В.Н., Дорохин А.И.

ФГУ ЦИТО им. Н.Н. Приорова, г. Москва


В настоящее время регистрируется рост числа переломов конечностей у детей. В связи с этим расширяются показания к оперативному лечению, в том числе и выполнению различных видов остеосинтеза.

С увеличением оперативных вмешательств возрастает и количество послеоперационных осложнений. При этом следует выделять осложнения характерные как взрослых, так и детей. К этим осложнениям относятся нагноения ран, некрозы мягких тканей, неустраненные смещения костных фрагментов, недостаточная жесткость фиксации, переломы металлических конструкций, проведение металлических фиксаторов через суставы, повреждение сосудов и нервов, несращения костных отломков.

К характерным осложнениям для пациентов детского возраста относятся следующие: незнание нормальной рентгенанатомии детских костей, повреждение зон роста, оставление недопустимых смещений.

С целью профилактики всех осложнений оперативные вмешательства, выполняемые у пациентов детского возраста должны быть максимально щадящими, проводиться в условиях детских отделений, специалистами имеющим опыт лечения подобных повреждений. При этом в обязательном порядке должны осуществляться все принципы необходимые для щадящего остеосинтеза – анатомичность проведения оперативного пособия, точная репозиция, стабильная фиксация костных отломков, достаточная фиксация.

При возникновении осложнений, лечение их должно осуществляться с учетом допущенных ранее ошибок и перспектив развития конечности.

В случаях нагноений основной задачей является купирование воспалительного процесса с санацией гнойного очага и дренированием полости. Важным фактором в лечении занимает восстановление полноценности костных структур, которое должно достигаться своевременным, максимально щадящим и стабильным остеосинтезом. Следующим этапом осуществляется восстановление функции конечности, при этом начало реабилитационных мероприятий осуществляется в ближайшем послеоперационном периоде.

При полиструктурных повреждениях в застарелых случаях первоначально восстанавливаются кожные покровы, затем костные структуры, завершающим этапом проводятся операции, направленные на восстановление функции конечности. При острых повреждениях выполнение всех операций может быть выполнено в один этап.

При развитии контрактур в суставах проводятся мобилизирующие операции с использованием шарнирно-дистракционных аппаратов внешней фиксации, с обязательным и длительным проведением комплекса реабилитационных мероприятий.

При несращениях костных отломков необходимо проведение стабильного остеосинтеза, а при необходимости сочетание остеосинтеза с костной пластикой.

При развившихся деформациях, необходимо определить, в связи, с чем она развилась. План лечения должен быть определен в зависимости от причин деформации.

Таким образом, осложнения при остеосинтезе длинных трубчатых костей могут быть разнообразными. Лечение их трудоемко. Уменьшить долю осложнений возможно при правильном тактическом лечении переломов в условиях отделений, занимающихся лечением детской травмы. Развившиеся осложнения должны лечиться комплексно с учетом анализа ошибок лечения, с выработкой долговременных планов лечения и этапности проведения оперативных и реабилитационных мероприятий.


^ АРТРОСКОПИЯ В ЛЕЧЕНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНОВИАЛЬНЫХ СКЛАДОК КОЛЕННОГО СУСТАВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Меркулов В.Н., Ельцин А.Г., Чикватия Л.В.,

Мининков Д.С., Авакян А.П.,


ФГУ «ЦИТО им. Н.Н. Приорова Росмедтехнологий», Россия, Москва


Актуальность: По данным различных авторов, повреждения коленного сустава у детей, которые нуждаются в хирургическом лечении, составляют от 5 до 7% от всех травм опорно-двигательного аппарата. Проблема патологической медиопателлярной складки актуальна и недостаточно изучена как у взрослых, так и у детей и подростков. Особого внимания заслуживает сложность ее диагностики нехирургическими, малоинвазивными методами, а также способы лечения и хирургическая тактика.

^ Цель исследования: Разработать диагностический алгоритм для верификации синдрома патологической медиопателлярной складки и определить тактику хирургического лечения. Провести морфологический анализ как патологических, так и асисптомных складок капсулы коленного сустава.

^ Материал и методы. Объектом исследования послужили результаты артроскопического лечения 516 детей, оперированных в отделении детской травматологии Центрального института травматологии и ортопедии с 1995 по 2007 гг., у 75 из которых выявлена патологическая медиопателлярная складка.

^ Результаты и обсуждение. Из 75 пациентов, поступивших в отделение, только у 10 из них был поставлен диагноз патологической медиопателлярной складки до эндоскопической диагностики. Большинство из пациентов поступали с подозрением на повреждение внутреннего мениска. Всем было проведено УЗИ и некоторым МРТ исследование. Лишь только после проведения артроскопии был выявлен импиджмент складки между наколенником и мыщелком бедра, чаше всего плотная складка была натянута, и при движении голени, перекатывалась на мыщелке бедра. Всем пациентам выполнялось рассечение и частичная резекция складки механическими кусачками, а также с помощью радиочастотного аблатора.

Заключение: Таким образом, несмотря на развитие современных неинвазивных методов исследования, диагностировать патологическую медиопателлярную складку достаточно сложно. В спорных и неясных случаях единственным достоверным методом диагностики является артроскопия коленного сустава, которая позволяет со 100% уверенностью верифицировать те или иные повреждения в коленном суставе, в том числе и патологическую складку, а также провести адекватные оперативные мероприятия.


^ МИНЕРАЛЬНАЯ ПЛОТНОСТЬ КОСТНОЙ ТКАНИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С БОЛЯМИ В СПИНЕ


Меркулов В.Н., Мининков Д.С., Бычкова В.С., Мунина Л.И.


ФГУ «ЦИТО им. Н.Н. Приорова Росмедтехнологий», Москва


Боль в спине у детей и подростков является одной из существенных причин обращения к детскому хирургу или ортопеду. Данные о распространенности болей в спине у детей и подростков варьируют в очень широком диапазоне от 20-30 до 83%. Одной из причин болей в спине может быть дефицит минеральной плотности костной ткани (МПКТ).

Цель: выявить частоту встречаемости дефицита минеральной плотности костной ткани у детей и подростков с жалобами на боли в спине.

^ Материал и методы: Мы обследовали 82 ребенка от 6 до 16 лет, обратившихся с жалобами на боли в спине. Обследование проводилось по единой схеме, включающей в себя: сбор анамнеза, оценка ортопедического и неврологического статуса, рентгенография, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, денситометрия. Критериями исключения из исследования являлись грубая ортопедическая патология (сколиоз, спондилолистез, врожденный вывих бедра и др.) и заболевания, приводящие к вторичному остеопорозу (бронхиальная астма, ревматоидный артрит, сахарный диабет и др.). Оценка плотности костной ткани проводилась в поясничном отделе позвоночника и проксимальных отделах бедренных костей. Критерием остеопении считали снижение МПКТ от - 1,5 до 2,5 SD, а снижение SD>2,5 расценивали как остеопороз.

^ Результаты и обсуждение. По данным обследования, нормальные показатели МПКТ имели 57 детей. Остеопения была выявлена - у 17 обследованных, а остеопороз - у 6.

Выводы: У 30,5% детей боли в спине связаны с остеопенией или остеопорозом. Поэтому в план обследования детей и подростков с жалобами на боли в спине целесообразно включать денситометрию для раннего выявления дефицита массы костной ткани и своевременного начала медикаментозной коррекции.


^ СОВРЕМЕННАЯ ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ КЕНИГА

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Меркулов В.Н., Ельцин А.Г., Авакян А.П.,

Мининков Д.С., Чикватия Л.В.


ФГУ «ЦИТО им. Н.Н. Приорова Росмедтехнологий», Россия, Москва


Актуальность: Сложность диагностики рассекающего остеохондрита мыщелков бедренной кости у детей и подростков на ранних стадиях заболевания и позднее обращение за медицинской помощью (при III, IV стадиях) обуславливают высокий процент неудовлетворительных результатов лечения и инвалидности пациентов.

^ Цель исследования: Разработать диагностический алгоритм для верификации диагноза «Болезнь Кенига» и определить тактику консервативного и хирургического лечения у детей и подростков.

^ Материал и методы: Диагностический алгоритм у данных пациентов включал в себя клинический, рентгенологический, ультрасонографический методы, рентгеновскую денситометрию, компьютерную и магнитно-резонансную томографию (по показаниям). Под нашим наблюдением находились 75 пациентов в возрасте от 10 до 18 лет; 45 мальчиков и 35 девочек.

^ Результаты и обсуждение. При I стадии заболевания проводилось консервативное лечение, включающее в себя разгрузку больного сустава на 1,5-2 месяца, ЛФК, массаж, физиотерапию, прием хондропротекторов. При II стадии мы применяли артроскопическую санацию сустава и внеочаговую остеоперфорацию очага некроза под ЭОП контролем, разгрузку больного сустава на 2-3 месяца, ЛФК, массаж, физиотерапию, прием хондропротекторов. При III-IV стадиях мы выполняли артроскопию сустава (удаление дессеканта) и вторым этапом артротомию, внутриочаговую остеоперфорацию дна дефекта и пластику хрящевого дефекта коллагеновой матрицей «Хондро-Гайд».

«Хондро-Гайд» состоит из коллагена I и III типа и создается в уникальных запатентованных условиях в виде двухслойной матрицы с плотной и пористой сторонами. Плотный слой представляет собой гладкую поверхность, не проницаемую для клеток, который препятствует проникновению стволовых клеток в полость сустава и защищает их от механической нагрузки. Другой слой матрицы состоит из коллагеновых волокон в виде волокнистой пористой структуры, которая способствует проникновению клеток и их адсорбции. Структура волокон обеспечивает высокую устойчивость к растяжению и разрыву. Хондро-Гайд может фиксироваться клеем, шовным материалом или пинами. Хондро-Гайд вырабатывается из свиного коллагена, который резорбируется естественным путем.

В послеоперационном периоде проводилось комплексная реабилитация и назначались пероральные хондропротекторы в течении 2-3 месяцев. Сроки иммобилизации 4-5 дней после операции. Исключение осевой нагрузки на 12 -16 недель. Через 4-5 недели после операции – назначались внутрисуставные хондропротекторы.

Заключение: В период за 1997-2009 гг. нами проведено 62 артроскопических вмешательств у 57 пациентов с болезнью Кенига в возрасте от 10 до 18 лет. Предложенная тактика обеспечивала раннее начало движений в коленном суставе и восстановление функции конечности.


^ ДИНАМИКА МИНЕРАЛЬНОЙ ПЛОТНОСТИ КОСТНОЙ ТКАНИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОСКВЫ


Мининков Д.С.


ФГУ «ЦИТО им. Н. Н. Приорова Росмедтехнологий», Москва


Цель исследования: Выявить динамику показателей минеральной плотности костной ткани у детей школьного возраста.

^ Материал и методы: Обследовано 293 ребенка. Исследование проводилось на базе средних школ г.Москвы. Всем детям проводилась: антропометрия: измерение роста, веса, вычисление индекса массы; анкетирование для определения характера питания, уровня физической активности, количества переломов костей в анамнезе; анализ амбулаторных карт учащихся для исключения хронических заболеваний, влияющих на формирование костной ткани. Дети не отличались по социальному статусу семьи, пищевым привычкам, двигательной активности и не имели хронической патологии, которая способна отрицательно влиять на фосфорно-кальциевый обмен и метаболизм костной ткани. Дальнейшее обследование проводилось практически здоровым детям с нормальным уровнем физической активности и содержания кальция в диете, имеющие нормальные показатели роста, веса в соответствии с возрастом. Из исследования исключались учащиеся, имеющие в анамнезе тяжелую ортопедическую патологию (сколиоз от II степени и выше, врожденный вывих бедра), эндокринные заболевания (сахарный диабет, патология щитовидной железы и надпочечников), длительный прием лекарственных препаратов (стероидные гормоны, цитостатики). Таким образом, полное инструментальное исследование проведено 126 (63 мальчика и 63 девочки) пациентам от 5,8 до 16,8 лет. Денситометрия проводилась на аппарате Lunar Prodigy по программе «поясничный отдел позвоночника, шейки бедренных костей». В поясничном отделе позвоночника оценивалась минеральная плотность (BMD) как отдельного позвонка L1, L2, L3, L4, так и средняя величина всего поясничного отдела позвоночника L1-L4. В проксимальных отделах бедренных костей оценивалась плотность в области шеек бедренных костей, большого вертела и в зонах Варда, Полученные данные обрабатывались при помощи программы «Statistica 6.0». Проводилось сравнение в группах разбитых по полу и возрасту с интервалом в 1 год.

^ Результаты и обсуждения. На предварительном этапе проведен корреляционный анализ по Спирману, в результате которого были выявлены положительные корреляционные связи между возрастом, ростом, весом, ИМТ и всеми плотностными показателями массы костной ткани в исследуемых зонах (R>0,4; p<0,001). Затем вычислены средние показатели плотности костной такни в области поясничного отдела позвоночника. Наиболее достоверными явились показатели, полученные при анализе показателя среднего значения L1-4. Выявлено постоянное увеличение костной массы в обеих группах, наиболее достоверный прирост минеральной плотности имеется в интервале от 13 до 14 лет. В этом возрастном интервале у мальчиков масса костной ткани становиться выше.

При анализе данных полученных при исследовании проксимального отдела бедренных костей достоверных отличий между правой и левой бедренной костью выявлено не было. Наиболее информативными оказались показатели плотности костной ткани в области шейки бедренной кости и в зоне Варда. В этих зонах также отмечается постоянное увеличение массы костной ткани: максимальный прирост в возрасте от 13 до 14 лет и тогда же плотность у мальчиков начинает опережать прирост и плотность костной ткани у девочек.

Заключение: По результатам проведенного исследования имеются достоверные различия в плотностных характеристиках костной ткани у мальчиков и девочек в проксимальных отделах бедренных костей, начиная с 7 летнего возраста. В поясничном отделе позвоночника такая разница появляется лишь с 13 лет. В этом же возрасте плотность костной ткани становится достоверно выше у мальчиков.


^ ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА


Мирзаева Н.А., Мухамедова Н.С., Джалилова Г.А.


Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент


Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту.

Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребёнка, сознательного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры. Д.Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму подсознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребёнка».

Игра является первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственно инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребёнку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он – «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.

Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, игры со строительным материалом, драматизации, подвижные игры. Среди последних отметим ценность игр с двойным правилом («Пятнашки с колдуном», «Палочка-выручалочка»). Здесь непосредственное побуждение ребёнка активно преодолевается моральным мотивом - помочь товарищу, освободить его.

Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой морали в действий, а не только в представлении».

Важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности детей. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приёмов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка»

Игра как бы создаёт «зону ближайшего развития ребёнка», Л.С.Выготский писал: « В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»


^ БОЛАНИНГ ПСИХОЛОГИК ТАРАҚҚИЁТИДА РИВОЖЛАНТИРУВЧИ ФАОЛИЯТНИНГ АҲАМИЯТИ


Мирзаева Ш.Р., Раджавова Н.А.


Тошкент ш., Тошкент педиатрия тиббиёт институти

Тошкент ш., I – Республика тиббиёт колледжи


Маълумки, психолог фаолиятининг асосий бўғинларидан бири ривожлантирувчи ишлар ҳисобланади. Болаларни руҳий ривожлантириш бўйича ишлар мактаб таълими бошланишидан олдин олиб борилиши керак. Бунда кўпроқ вақт шунчаки ўқиш-ёзишга эмас, балки боланинг психикасини ривожлантирадиган дастурлар асосида иш ташкил қилинса, самарали натижани беради.

Ривожлантирувчи ишларнинг асосий мақсади – болани ўқиш, ёзиш, ҳисоблашга ўргатиш эмас, балки болани мактаб таълимига руҳий тайёрлигини таъминлашдан иборат. Бунда самарали натижаларни қўлга киритиш учун қуйидаги асосий методологик тамойилларга амал қилиш керак:

1. Болани алоҳида психик жараёнларини қайта қуриш орқали ўстириш ва унинг мотивацион сферасини ривожлантириш.

  1. Болага нисбатан субъектив муносабатда бўлиш.

  2. Ривожлантирувчи ишларни якка тартибда амалга ошириш.

  1. Машғулотларни ўйин шаклида ташкил қилиш, гуруҳ иштирокчиларида жонли қизиқиш уйғотиш.

  2. Болалар билан муносабатда ҳайрихоҳ ва дўстона бўлиш, уларнинг камчиликларига нисбатан қаттиқ позицияда бўлмаслик.

  1. Бола хато қилиши мумкинлигини эҳтимол қилиш.

  2. Ютуқларнинг болалар томонидан катта хурсандчилик билан қабул қилиниши.

8. Болаларнинг ўзлари қилган ишларига мустақил баҳо бериш қобилиятларини ривожлантириш, машғулотлар жараёнида диққат-эътиборни оширишга эришиш.

Аввало, педагог ёки психолог ўзининг эмоционал хатти-ҳаракатлари ва иштиёқи билан болаларга таъсир кўрсатиши керак. Бу ҳолат болалар томонидан бажарилаётган вазифага нисбатан қизиқиш уйғотади ва уларни баробар ҳаракат қилишга ундайди. Гуруҳ етакчиси болаларга "эмоционал донор" сифатида машғулот ўтгандагина муҳим натижалар юз беради.

Ривожлантирувчи гуруҳларда фойдаланиладиган асосий материаллар ичида қуйидагилар: а) боланинг дунёқарашини кенгайтирадиган, нутқ ва сўз бойлигини оширадиган ўйинлар; б) мантиқий ўйинлар; в) қоидали ўйинлар; г) диққат ва хотирани ўстирадиган ўйинлар; д) эшитиш қобилиятини ўстирадиган ўйинлар; е) боланинг ҳаракатини ривожлантирувчи ўйинлар; ж) мўлжални олиш билан боғлиқ ўйинлар албатта бўлиши керак.

Ўқишга қизиқишни ривожлантирувчи услублардан бири – ўқилган эртакни болалар томонидан саҳналаштириш яхши натижа беради. Бунда педагог эртакни ўқишдан олдин у асосида кичиккина спектакль қўйиш ҳақида огоҳлантиради. Биринчи марта ўқилгандан сўнг эртак қаҳрамонлари тўғрисида суҳбат қурилади ва ким қайси эртак қаҳрамони бўлишни исташи сўралади. Яна бир икки марта эртак ўқилиб, катталар ёрдамида эртак саҳналаштирилади. Машғулотларда китоб, манзарали расмлар ёрдамида тузилган ҳикояларга ҳам вақт ажратиш зарур.

Болалар билан ривожлантирувчи ишларни олиб бориш ҳар томонлама етук, баркамол шахсни шакллантиришда мақсадга мувофиқдир. Демак, психолог фаолиятининг ривожлантирувчи функцияси муҳим масала ҳисобланиб, шахснинг зарур билим, кўникма ва малакаларга эга бўлишига, билиш жараёнлари ҳамда шахс хусусиятларининг таркиб топишига имконият яратади.


^ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДУКТОРА ИНТЕРФЕРОНОГЕНЕЗА РОГОСИНА В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ САЛЬМОНЕЛЛЕЗОМ АССОЦИРОВАННЫМИ ЦИТОМЕГАЛОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ


Мирисмоилов М.М., Валиев А.А. Валиев А.Г., Махмудов У.У.


^ Ташкентский педиатрический медицинский институт, г. Ташкент


Цель данной работы: Оценка клинической эффективности индуктора интерфероногенеза рогасина в комплексном лечении больных сальмонеллезом ассоцированной с цитомегаловирусной инфекцией у детей.

^ Материал и методы. Под наблюдением находилось 62 больных детей сальмонеллезом обусловленной S. thyphimurium в возрасте от 1 до 3 лет, ассоцированной цитомегаловирусной инфекцией. Нами впервые использован препарат рогасин как индуктор интерфероногенеза больным детям сальмонеллезом ассоцированной ЦМВ.

Больные дети первой (основной) группы 36 больных детей со среднетяжелым течением сальмонеллеза ассоцированной ЦМВ получали рогасин в возрастной дозировке в течении 9 дней как дополнительный этиотропный препарат с антибиотиками.

Во вторую контрольную группу вошли 26 больных детей со среднетяжелым течением сальмонеллеза ассоцированной ЦМВ, получавшие традиционное лечение с применением антибиотиков щирокого спектра.

Эффективность лечения больных детей 1 и 2 группы оценивались по продолжительности симптомов интоксикации, поражениями желудочно-кишечного тракта, сроки снижения температуры, исчезновения диарейного синдрома (частота стула, рвота, вздутие живота и боли в животе).

Следили за самочувствием больных детей, показанием общего анализа крови, кала.

^ Результаты и обсуждение. Результаты исследований показали более высокую эффективность рогасина по сравнению с больными детьми контрольной группы (р<0.001). Исследованиями установлено, что симптомы интоксикации у больных детей сальмонеллезом тифимуриум ассоцированной ЦМВ получавших рогасин исчезали достоверно раньше на 3-5 дня, чем у больных контрольной группы (р<0.001).

Такие симптомы, как рвота и тошнота, у больных детей получавших рогасин исчезали в первые же сутки после его применения. В то же время у больных детей контрольной группы такие симптомы как тошнота и рвота наблюдалось в течение 2-3 дня (61.5%), а у 8 детей (30.7%) в течении 3-5 дней.

Длительность температурной реакции у больных, принимавших рогасин, была достоверно короче, чем у пациентов контрольной группы (p<0.001). Больные, получавшие рогасин, с первых дней лечения чувствовали себя намного лучше. Такие симптомы как головная боль, головокружение, слабость, недомогание, общая слабость и разбитость исчезали в первые двое суток получения данного препарата.

В дальнейшем нами оценивалось эффективность рогасин в отношении симптомокомплексов желудочно-кишечного тракта. Так у больных детей основной группы нормализация стула происходила на 3-4 дня раньше, чем у пациентов контрольной группы (p<0.001).

Таким образом, в результате наших исследований было установлено клиническая эффективность рогасина в комплексном лечении больных детей сальмонеллезом. Рогасин не только обладало индукцией интерфероногенеза, но и бактериостатистической активностью. Нами также не обнаружено токсическое действие рогасина на органы и системы ребенка.


0489943381796068.html
0490047795719831.html
0490158475951214.html
0490327305615016.html
0490485840241701.html