28. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков (Научный центр здоровья детей РАМН, ж Вестник образования России №18, 2004)

28. Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современных подростков (Научный центр здоровья детей РАМН, ж Вестник образования России №18, 2004).

Минобразования и науки РФ поддерживает рекомендации и разработки Научного центра здоровья детей РАМН по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников.

Здоровый образ жизни — поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции.

Здо­ровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

К гигиенически рациональным формам поведения относит­ся поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вред­ными привычками, влияющими на здоровье.

Повышение защит­ных свойств организма включает в себя:

Гигиеническое обучение и воспитание является важным ус­ловием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к актив­ным и сознательным действиям, направленным на следующее:


В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиениче­ского обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения.

В качестве основной выдвигается задача выработать и закре­пить у детей и подростков в период их обучения в школе целе­сообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной бе­зопасности.

Целесообразные для детей элементарные гигиенические навыки:

Часто Программы для подростков по вопросам здорового образа жизни содержат спорные сведения по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемые для подростков.

Необходимо внедрения комплексных модульных программ, способ­ствующих формированию здорового образа жизни подростков.


Приоритетные следующие направления в укреплении здоровья современных подростков:

1 направление. Снижение психо-эмоционального напряже­ния, стресса и тревожности.

2 направление. Повышение двигательной активности.

3 направление. Адресная государственная информационная политика и социальная реклама.

Для проведения профилактических и оздоровительных ме­роприятий и повышения уровня индивидуальной стрессоустойчивости внедряются новые технологии, основанные на принци­пе биологической обратной связи (БОС). Принципиально важной особенностью применения приемов обратной связи при функциональном биоуправлении является активное участие ребенка в процессе тренировок и повышение его заинтересованности в достижении полезного результата. Эффекты психо-эмоционального расслабления достигаются на принципиально новой основе, связанной с сочетанием ре­лаксации и высокой степени контроля сознания. Повторяющи­еся виртуальные события формируют стойкие стереотипные об­разы, занимающие со временем доминирующие положения и вытесняющие прежние, лежащие в основе психо-эмоционально­го напряжения. Снижение психо-эмоционального напряжения и стресса по­зволит повысить работоспособность и функциональные возмож­ности школьников, сохранить и укрепить состояние их здоровья в условиях образовательных учреждений.

^ Повышение двигательной активности — основное условие гар­моничного развития, сохранения и укрепления здоровья подро­стков. В настоящее время идет активный поиск новых форм орга­низации занятий по физическому воспитанию и наиболее эф­фективных вариантов общеобразовательных уроков, оптималь­но сочетающих образовательный и динамический компонен­ты.

Разрабатываются новые технологии, совмещающие сохранность в полной мере образовательного компонента в ин­теграции с динамическим фоном, который задействован учи­телем на всех этапах учебной деятельности любого общеобразовательного урока. Увеличение объемов занятий по физическому воспита­нию до 3—5 часов в неделю практически во всех случаях способ­ствует повышению уровня физической подготовленности и уров­ня здоровья подростков.

^ Адресная государственная информационная политика и соци­альная реклама:

Всемирный День здоровья (7 апреля) необходимо сделать постоянной акцией, где подводятся ежегодные итоги работы по гигиеничес­кому обучению и воспитанию детей, формированию у них здо­рового образа жизни.

0494780067964669.html
0494875947454361.html
0494904738919505.html
0495098703265461.html
0495179215095525.html